Ежедневные чтения для молодежи

Урок 8. 18–24 мая. Родительские обязанности

http://adventistfiles.net/documents/ss/2019/2/youth/mp3/ssy_2019_02_08.mp3 "Сезоны жизни" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.   CШ II квартал 2019 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

 

Суббота – Я слежу за тобой! Воскресенье – Становиться родителями или нет? Понедельник – Природа, воспитание и Дух Вторник – Из крохотных желудей вырастают могучие дубы Среда – Лицом к лицу с великанами Четверг – Бесполезные родители Пятница – Радость «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3).

 

 

 

 

 

Вступление

 

 

1 Кор. 11:1

 

 

Я являюсь мамой двух прелестных девочек — Айлы, 11 лет, и Эмити, 8 лет. Большую часть времени я — нормальный, здравомыслящий человек, который доволен жизнью и выполняет свою роль без лишней суеты. Но бывают моменты, когда я осознаю огромную, священную обязанность по воспитанию детей, возложенную на меня, и останавливаюсь на мгновение, размышляя о том, какое удивительное, смиренное положение занимаю. Если думать об этом слишком долго, ответственность покажется непомерной. Мысль о том, насколько грандиозны стоящие передо мной задачи, отрезвляет и напоминает, как важно воспитывать детей с любовью и желанием.

 

 

Недавно я вышла из себя из-за Айлы, потому что у нее в комнате царил жуткий беспорядок. Когда я ругала ее за такую неорганизованность и неряшливость, Бог коснулся моего сердца и напомнил о том, что творится в моей собственной и других комнатах, где повсюду были разбросаны книги и бумаги. Он призвал меня не требовать от детей больше, чем от самой себя. Извинившись перед Айлой и обсудив с ней возникшую проблему, я вдруг осознала одну вещь. Мы начинаем свой жизненный путь детьми, во всем подражающими своим родителям, затем сами становимся родителями, и наши дети подражают нам. И вот мы наконец бабушки и дедушки, примеру которых следуют и дети, и внуки. На каждом этапе жизни Бог окружает нас маленькими зеркалами, в которых мы видим, где нам нужно расти, меняться и учиться лучше отражать Его любовь.

 

 

Как Иисус учил Своих учеников? Какой подход Он выбрал? Как мне использовать эти же методы в семейных отношениях и в воспитании детей?

 

 

Иисус не ругал и не осуждал учеников. Он на них не кричал и не отказывался от них. Кротко и нежно Он открывал им истину. Христос на собственном примере показывал ученикам милость в действии и рассказывал притчи, чтобы помочь им понять глубину Божьей любви. Но самое главное, Он просто с ними жил. Я чувствую, что Бог побуждает меня проявлять к своим детям больше терпения, уделять им больше времени, рассказывать больше историй, чаще наставлять и больше любить. Мои дети наблюдают за мной и видят, что я ценю, что для меня важно и чем я по-настоящему дорожу. Пытаясь показать им хотя бы отблеск удивительной, безмерной любви Божьей к ним, я молюсь о том, чтобы они понимали — их ценят и любят. Уча их быть такими, какими их хочет видеть Бог, я надеюсь, что они найдут свою, определенную им Господом, цель. И я молюсь о том, чтобы они смогли увидеть во мне образ Иисуса.

 

 

Кто наблюдает за вами? Если даже у вас нет собственных детей, на вас смотрят остальные люди. Вы можете ободрять их, поддерживать и приводить к Иисусу. Что ваша жизнь говорит им о Боге? Как вам прожить свою жизнь так, чтобы показать окружающим, насколько терпеливым, любящим и добрым на самом деле является Господь?

 

 

Карен Плаатьес, Барроуби, Линкольншир, Соединенное Королевство

Доказательство

 

 

Быт. 18:11; 30:1; 1 Цар. 1:1–8; Лк. 1:7

 

 

Рождение и первые шаги, средние классы школы и выпускной, брак и воспитание детей — кажется, жизнь, как и положено, идет своим чередом. Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Но что делать в периоды между этими жизненными этапами? Многие люди на вопрос «Становиться родителями или нет?» громко отвечают «Да!». Но ребенка все нет.

 

 

Читая библейские тексты к сегодняшнему уроку, кратко отмечайте на полях, какое эмоциональное состояние они описывают. Даже если общий тон текста мрачен, надежда все же есть. Изучите ситуацию, к которой относится каждый текст. Люди обращаются к Богу с вопросами. Это не означает, что напряжение исчезнет или долгожданное рождение ребенка принесет радость. Но в каждом сердце теплится вера, побуждающая обращаться к Богу еще до того, как на вопросы будет дан ответ.

 

 

Искушение становится слишком сильным, и мы переворачиваем страницу. Нам нужно знать, что будет дальше в жизни Сарры, Рахили, Анны и Елисаветы. Дав имя своему сыну Исааку (см. Быт. 21:6), что означает «смех», Сарра смеется так, как может смеяться только старая женщина, ставшая свидетельницей абсурдного чуда, благодаря которому она получила то, чего так желало ее сердце.

 

 

Читая дальше, мы видим, что у всех этих женщин похожая история — чудо произошло. Но не обманывайтесь — в жизни каждой из них были моменты страшного напряжения, с которым приходилось жить. Сарра вынуждена была ждать, пока не состарилась и не поседела. Рахиль молилась долго и усердно и наконец родила не одного, а двух сыновей, но видеть, как они взрослеют, ей было не суждено. Анна отдала своего вымоленного ребенка в храм для служения Богу. Сын Елисаветы отправился проповедовать в пустыню. Дети, о которых так молили Бога, навсегда изменили жизнь своих прежде бездетных, а теперь обретших детей матерей (однако, будучи сама матерью, я подозреваю, что эти женщины не захотели бы ничего менять). Никакие переживания не угасят пламени надежды, если знаешь, что Бог рядом.

 

 

Дискуссия

 

 

Как можно жить переживаниями материнства или отцовства, не имея своего собственного ребенка? Как может человек в этот период своей жизни уделять время воспитанию чужих детей?

 

Изобразите на рисунке свою пока нереализованную надежду на что-либо. Чему могут научить нас истории этих женщин и их жизнь до рождения детей?

 

 

Хизер Крюз, Ричмонд, Вирджиния, США

Слово

 

 

Быт. 18:18, 19; 1 Цар. 3:10–14; Пс. 126; Притч. 22:6

 

 

Воспитание детей может принести великую радость, а может обернуться сущим кошмаром.

 

 

Груз ответственности за жизнь юного существа, которое без нашей поддержки останется без защиты, не даст покоя любому. Хрупкость, наивность и доверчивость ребенка ошеломляют. Что, если я уроню его? Что, если мое нетерпение сегодня приведет к проблемам лет через десять? Что, если я отвлекусь не вовремя?

 

 

Родители в царстве животных, по-видимому, не страдают от подобных тревог или сомнений. Они руководствуются инстинктами, иногда делая жестокий выбор ради выживания. Животным зачастую приходится действовать жестко и хладнокровно, чтобы их дети могли жить и растить следующее поколение.

 

 

Воспитание — это естественный процесс? (См. Быт. 18:18, 19; 1 Цар. 3:10–14)

 

 

Пророк Иеремия заметил однажды: «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» (Иер. 8:7). Иеремия говорит, что люди далеки от Бога. Его слова напоминают нам о том, что грех лишил нас природной способности воспитывать детей. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию, мы же, как правило, растим детей, создавая из них подобие себя.

 

 

Дети могут заставить нас проявить самые худшие свои качества. Иными словами, без Духа Святого воспитание детей может только еще больше показать, насколько мы с вами в действительности испорчены. В то же время родительские обязанности могут быть одним из самых сильных стимулов для духовного и эмоционального роста. Дети способны вызывать в нас величайшую нежность и самоотверженность. Они показывают, какими нас видит Бог, и любят нас, несмотря на все наши слабости и эгоцентричность. Когда мы ищем помощи Божьей в воспитании своих детей, это способствует формированию нашего характера и делает нас больше похожими на Него. Когда Господь изменяет наше сердце, мы, выполняя свои родительские обязанности, становимся более терпеливыми, любящими и жертвенными.

 

 

Библия — это настольная книга по воспитанию, полная советов, применимых в самых разных ситуациях. В ней также содержится множество историй о том, какое влияние воспитание и личный выбор людей оказали на следующие поколения.

 

 

У Авраама был любимый сын Исаак. У Исаака был любимый сын Исав, а у его жены Ревекки — Иаков. У Иакова был любимый сын Иосиф. Авраам солгал о том, кем является его жена. Исаак также солгал о своей жене. Иаков солгал Исааку о том, кто он. Тесть Иакова Лаван солгал о том, кого отдал Иакову в жены. Сыновья Иакова солгали ему о том, что случилось с их братом Иосифом. В каждом поколении неверный выбор, который совершали родители, приводил к конфликтам и скорбям. Только благодаря покаянию и примирению люди начинали что-то менять, принимая жизненно важные решения.

 

 

Жизненные уроки (см. Притч. 22:6)

 

 

Один из главных принципов, которых придерживается хороший рассказчик: не говори, а показывай. Это же правило относится к родителям, желающим хорошо выполнять свои родительские обязанности. Одно известное высказывание гласит: «Не говори мне, во что ты веришь. Покажи мне, как ты живешь, и я скажу тебе, во что ты веришь». Дети учатся больше на нашем примере, нежели на наших словах. Точнее говоря, перенимать ценности лучше на примере жизненного опыта, а не в теории. Мы можем говорить своим детям все что угодно, но они научатся большему, не слушая нас, а глядя на наши поступки.

 

 

Царь Давид убил человека, чтобы скрыть свой грех прелюбодеяния. После этого его сыновья совершили изнасилование и убийство, а также вознамерились занять его место на престоле. И хотя правление сына Давида, Соломона, не было запятнано местью и жестокостью, являвшимися отличительными чертами жизни и правления самого Давида, его наследие в виде многочисленных браков перешло и к сыну, впоследствии уведя того от Бога. Следующие четыреста лет иудейские цари метались между верностью Господу и идолопоклонством.

 

 

Необходимость выполнять родительские обязанности внушает страх. Даже людям, ходившим с Богом, таким как Авраам и Сарра, Исаак и Иаков, Анна и Елкана, приходилось прилагать усилия, чтобы воспитанием своих детей почтить Господа. Никакого секрета здесь нет.

 

 

Любовь. Терпение. Время. Вмешательство. Похвала. Наказание. Вера. Сегодня мы спорим о том, в какой степени должны присутствовать в воспитании детей те или иные из перечисленных выше элементов. Однако все признают, что они являются неотъемлемой частью процесса. Нам также необходимо признать, что переданные нами качества или принципы не обязательно окажутся теми, что мы надеялись или намеревались привить детям.

 

 

Тихое стихийное бедствие (см. Притч. 3:5, 6; Ис. 43:1, 2; Иер. 29:11; 31:25; 32:27; Мф. 11:28)

 

 

Все, что связано с рождением и воспитанием детей, не гарантирует счастливого будущего. У нас может никогда не появиться возможности иметь детей. Выкидыши могут следовать один за другим. Ребенок может погибнуть от несчастного случая или умереть от болезни. Наши дети могут разбить нам сердце своими решениями и поступками.

 

 

В этих обстоятельствах только наш Небесный Отец может стать для нас утешением и поддержкой. Только Тот, Кто «нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2), не оставит нас в час величайшей нужды. Бог, Который есть любовь (см. 1 Ин. 4:8), всегда находится рядом с нами. Он никогда «не отступит от тебя, и не оставит тебя» (Втор. 31:6).

 

 

Дискуссия

 

 

Как вы думаете, насколько воспитание является процессом интуитивным? Что в родительских обязанностях самое сложное? Почему люди так ценят возможность иметь детей, несмотря на тот стресс, который приходит в нашу жизнь вместе с детьми?

 

Как можно противостоять нашему неосознанному влиянию на детей, выражающемуся в череде неверных решений, которые принимали в нашей семье несколько поколений подряд?

 

Что вы изменили бы в своем детстве, если бы появилась такая возможность?

 

Почему Бог доверил испорченным грехом людям возможность иметь детей?

 

 

Томпол Уилер, Нашвилл, Теннесси, США

Свидетельство

 

 

Пс. 1:1–3

 

 

«Значение и возможности семейной жизни иллюстрирует жизнь Иисуса. Тот, Кто пришел с небес, чтобы стать нашим примером и учителем, тридцать лет прожил в Назарете как член семьи… Он жил среди нас, в Своей семье, подчиняясь семейной дисциплине, выполняя обязанности по дому, неся вместе с другими членами семьи бремя забот. Проявляя чуткость и заботу о Своей скромной семье, разделяя вместе с нею все тяготы, горести и радости нашей обыденной жизни, Он “преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков” (Лк. 2:52).

 

 

В продолжение всех этих лет Его уединения жизнь, как живой источник, была полна сочувствия и готовности помочь. Его бескорыстие, терпение и выдержка, Его мужество и вера, Его стойкость в искушении, Его нерушимое спокойствие и тихая радость служили постоянным вдохновением… С самого детства Он ненавязчиво служил ближним и поэтому, когда начал Свое общественное служение, многие охотно слушали Его.

 

 

Ранние годы Спасителя — это больше, чем пример для молодежи. Они являются уроком, который должен быть ободрением для каждого родителя. Круг семьи и обязанности по отношению к соседям — самое первое поле деятельности для тех, кто хотел бы работать ради блага своих ближних. Нет более важного поля деятельности, чем то, что поручено основателям и попечителям семей. Ни одно дело, доверенное людям, не включает в себя более великие и далеко идущие последствия, чем труд отцов и матерей».

 

 

«Наши дома должны стать убежищем для искушаемой молодежи. Многие юноши и девушки находятся на распутье. Любое влияние, любое впечатление определяет выбор, решающий их судьбу и здесь, на земле, и в будущей жизни…

 

 

Молодым нужна рука, с сочувствием протянутая к ним. Просто сказанные добрые слова, небольшое оказанное им внимание рассеют грозовые тучи искушения, собирающиеся над душой человека… Если бы мы проявили интерес к молодым, пригласили их в наши дома и окружили ободряющим, благотворным влиянием, многие охотно направили бы свои стопы на путь, ведущий ввысь».

 

 

Дискуссия

 

 

Прочитайте Мф. 13:53–58. Как вы думаете, помешало или помогло Иисусу в служении то, что Свою жизнь на земле Он начал младенцем, а не взрослым?

 

Кто, кроме ваших родителей, оказал наибольшее влияние на ваше духовное развитие и каким образом?

 

Как научиться быть хорошим родителем, если в вашей собственной семье о вас не заботились или оскорбляли вас?

 

 

Кристина Расмуссен, Лорел, Мэриленд, США

Практика

 

 

Нав. 1:9; 1 Цар. 17:4; 1 Кор. 16:13

 

 

Их разделяли столетия — Ирену Кшижановскую (Сендлер), родившуюся 15 февраля 1910 года, и Давида, рождение которого датируется примерно 1040 годом до н. э. Оба оказали огромное влияние на тот мир, в котором жили.

 

 

В 1943 году из-за вооруженного сопротивления попытке нацистов ликвидировать Варшавское гетто бригаденфюрер СС Юрген Штроп приказал убить и сжечь всех, кто на тот момент еще оставался в живых. Погибло тринадцать тысяч евреев. Годом раньше Ирена Сендлер, польская сотрудница социальной службы, получила доступ в контролируемое нацистами Варшавское гетто. Главной целью Ирены было обеспечить поддержку находящимся в изоляции евреям. Нацисты не знали о том, что Ирена была активным членом «Жеготы» — польской подпольной организации, созданной правительством для тайного вывоза детей из гетто под прикрытием Варшавского Управления здравоохранения. Ирене пришлось лицом к лицу встретиться со злобным великаном в образе нацистской Германии, пытавшейся истребить евреев.

 

 

Почти за три тысячи лет до этого мальчик-пастух, принесший своим братьям поесть, отправился сражаться с великаном по имени «Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди» (1 Цар. 17:4). Гигант Голиаф насмехался над целой армией израильтян, и мальчик-пастух, конечно же, не представлял угрозы тому, кто прекрасно разбирался в военном искусстве.

 

 

Как нам готовить своих детей к встрече с «великанами» этого мира? Ирена столкнулась с нацистской Германией — великаном, несшим смерть и разрушения, а Давид вышел против ужасного филистимского воина. Они оба не думали о том, что с ними может произойти. Ирену арестовали и чуть не казнили. Давид мог погибнуть от меча Голиафа на глазах у своей семьи, Саула и всего израильского войска. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13).

 

 

Влияние наших детей в этом мире необязательно должно быть великим. Иногда достаточно простого, обычного поступка. Ирена помогла 2 500 детям выбраться из Варшавского гетто и оказаться в безопасности. Давид победил гигантского противника одним ударом маленького камня. Хотя действия Ирены по спасению детей сейчас кажутся нам чем-то особенным, в то время это было простое событие, происходившее каждый день. Один маленький камень поверг Голиафа. Один маленький ребенок в машине скорой помощи, спрятанный в коробке или под носилками, лишь один ребенок в день покидал гетто.

 

 

«Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1:9).

 

 

Дискуссия

 

 

Как нам воспитывать в своих детях стремление выходить за рамки их маленького мирка, пытаться сделать эту землю лучше и каждый день лицом к лицу встречаться с великанами ожидающего их будущего до тех пор, пока не вернется Христос?

 

 

Джоанна Бьёрк, Льюистон, Айдахо, США

Мнение

 

 

Пс. 126

 

 

Вы когда-нибудь жаловались на своих родителей? Ну конечно да. Мы все это делаем. Все потому, что родители дают нам повод жаловаться. Каждая мать и каждый отец допускают ошибки.

 

 

Неудивительно. Никто не проверяет людей на профпригодность, прежде чем они станут родителями. Никакого специального обучения не требуется. Переписывающийся по телефону подросток за рулем впереди идущей машины обучался вождению больше, чем ваши родители искусству быть родителями до того, как произвести вас на свет. Правительство требует наличия лицензии, чтобы разрешить вам порыбачить, но когда дело касается появления в мире нового живого существа, государство пожимает плечами и отходит в сторону.

 

 

Родители не только ничего не смыслят в воспитании, они еще и испорчены грехом. Но даже если бы взрослые хоть что-то понимали, детям все равно могут причинить вред их гнев, пристрастия и извращенные амбиции.

 

 

Возможно, вы зададитесь вопросом, почему Бог позволяет кучке невежественных, испорченных существ воспроизводить себе подобных.  Почему бы Ему не ограничить плодовитость всех остальных, позволив размножаться лишь пресвитерам и руководителям отдела субботней школы? Ответ, вероятно, будет таким же, как и на извечный вопрос о том, почему Бог вообще допустил появление в этом мире греха. Он хочет, чтобы мы были свободны. Мы имеем право создавать маленьких человеков и воспитывать по своему собственному усмотрению. Этот акт творения грозит нам серьезной ответственностью, но она не была бы настоящей, если бы у нас не было права отказаться от нее.

 

 

К счастью, не все родители являются полными профанами. По милости Своей Бог вложил в наши сердца достаточно любви, чтобы компенсировать ею невежество и нетерпение. Используя этот дар, многие люди становятся вполне пристойными родителями. Они не идеальны, но их благие намерения пересиливают все отрицательное, что в них есть.

 

 

В конце концов, мы все — плохие родители. Как сказал Иисус одному богатому юноше: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Кого-то ждет осуждение и сожаление. А другие благодаря покаянию и милости познают великую, незамутненную радость того, что значит быть родителями.

 

 

Дискуссия

 

 

Какие ошибки своих родителей вам простить легче всего? А какие их ошибки простить тяжело?

 

Какое, по вашему мнению, самое большое отличие между родителями, которые не справились со своей ответственностью, и теми, у кого все получается?

 

Какие ошибки характерны для современных родителей? А какие ошибки они вряд ли допустят по сравнению с предыдущими поколениями?

 

 

Ким Пекхэм, Линкольн, Небраска, США

Исследование

 

 

Пс. 126

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Как же долго пришлось ждать! Пока я не взяла его на руки, мне было не понять того, что имел в виду Господь, когда сказал, что радуется нам (см. Пс. 146:11; пер. ИПБ). С тех пор как мы усыновили нашего ребенка, я зову его «мамина радость». Однажды он спросил меня: «Что значит „радость“?» Я ответила: «Огромное удовольствие, наслаждение». Пока я не стала матерью, мне трудно было понять Божью любовь, Его радость, разочарование и гнев. Так же сложно мне было понять подлинный дар свободы выбора и то, сколько боли он может принести родителям. Благодаря воспитанию своих биологических и усыновленных детей я научилась мыслить шире и намного лучше понимать себя, свой брак и свою семью.

 

 

Задания

 

 

Поразмышляйте над псалмом 126 и его значением три тысячи лет назад и сейчас.

 

 

Напишите письмо тем, кто вырастил вас. Поразмышляйте в письме о том, как эти люди воспитывали вас и каким человеком вы в результате стали сегодня.

 

 

Изобразите на рисунке, как Бог заботится о вас.

 

 

Придумайте настольную игру о проблемах в семейной жизни.

 

 

Расспросите одного из родителей или бабушку с дедушкой о том, чему они научились, воспитывая вас.

 

 

Сравните разные методы воспитания, с которыми вам довелось столкнуться, и посмотрите, какое влияние на характер воспитуемого они оказали.

 

 

Обсудите в ролевой игре, как можно повести себя, столкнувшись с той или иной проблемой в своей семье.

 

 

Вспомните о тех моментах своей жизни, которые способствовали укреплению отношений между вами и вашей семьей.

 

 

Для изучения

 

 

Втор. 6:6–9; Нав. 4:20–24; Притч. 3; Плач. 3:22, 23; Мф. 6:28–34.

 

 

Э. Уайт. Христианский дом, с. 159–162.

 

 

Донна Хабенихт. Как помочь вашему ребенку по-настоящему полюбить Иисуса.

 

 

Лиза Херманн, Нашвилл, Теннесси, США